Методика ТИПС является мощным инструментом диагностики интеллекта в различных сферах: вербальные, математические, технические, аналитические способности и мышление. Тест позволяет провести комплексную оценку умственной работоспособности кандидата примерно за 40 минут. Трехкратный банк заданий практически исключает возможность фальсификации ответов. Предназначен для оценки кандидатов на позиции уровня специалистов и управленцев различных сфер деятельности.
Описание теста |
Типичные задачи |
Структура методики |
Представление результатов |
История создания |
Психометрические параметры |
Отзывы и примеры использования|
Обучение
Презентация «Тесты интеллекта».Пройти демо-версию теста
ОПИСАНИЕ ТЕСТА
Тест для диагностики структуры интеллектуальных способностей взрослых людей и оценки общего уровня интеллекта. Способностей к аналитике и обучаемости.
ТИПС, подобно тестам Д. Векслера, Р. Амтхауэра, позволяет соотнести степень развития различных компонентов (или факторов) общего интеллекта. Данная методика позволяет выявить не только наличный уровень интеллекта (гуманитарный и технический индексы), но и потенциал человека (логика, внимание, обучаемость).
Использование в ТИПС расширенного банка заданий значительно снижает риск распространения информации о заданиях и правильных ответах, что позволяет применять его для проведения массовых обследований в организации.
ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ
- Комплексная диагностика интеллекта.
- Отбор специалистов на должности, которые требуют высокого уровня развития различных интеллектуальных способностей.
СТРУКТУРА МЕТОДИКИ
Методика включает следующие факторы:
|
|
- «вычисления» (математический интеллект, видение закономерностей в числовых рядах)
- «лексика» (активный словарный запас)
- «эрудиция» (широта кругозора, показатель познавательной активности и косвенный индикатор обучаемости)
- «пространственное мышление» (способность работать с наглядно представленной информацией: графиками, чертежами, схемами)
- «невербальная логика» (анализ абстрактных данных, сравнение, обобщение, абстрагирование, косвенный индикатор обучаемости, аналитические способности)
- «вербальная логика» (легкость построения и понимания текстов, их анализ)
- «обработка информации» (способность обрабатывать числовую и текстовую информацию, текущая умственная работоспособность)
- «общий балл» (средний балл по всем шкалам).
При прохождении теста ТИПС-9 (9-я, актуальная версия) респонденту предъявляется 84 задания (из общего банка заданий размером в 231 вопрос). Время на каждое задание ограничено — от 50 до 70 сек., в зависимости от тематического блока теста. Кроме того, свои временные ограничения (от 5 до 7 минут) установлены отдельно на каждый тематический блок. Контроль времени ведется автоматически.
Пример (аналог) задания для методики ТИПС («Лексика»)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В методике представлено два вида отчета:
бизнес-отчет;
для респондента (мягкая обратная связь).
Бизнес-интерпретация не просто констатирует развитие той или иной сферы способностей, но и предоставляет информацию о том, для каких сфер профессиональной деятельности данный уровень развития способностей респондента является плюсом, а для каких — противопоказанием к успешной самореализации.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
При создании первых версий методики использован банк заданий, прошедших с 1997 по 2001 гг. апробацию на 6000 абитуриентах и на взрослых в рамках программы Всероссийского образовательного тестирования «Телетестинг», а также в ходе профориентационного тестирования.
Дополнительная психометрическая адаптация «ТИПС» как целостной методики была произведена в 2003-2004 гг. (выборка — 150 взрослых испытуемых — сотрудников ряда московских компаний). По результатам психометрического анализа была создана версия «ТИПС-5», оптимизирующая задания по уровню трудности и корреляции с суммарным баллом по каждой шкале. Кроме того, в пятой версии тестовые задания были разбиты на 6 блоков, работа с каждым из которых имеет свое ограничение по времени.
В 2007г. была выпущена версия ТИП-3 с реализованным адаптивным тестированием. Эта версия была построена на основе анализа свыше 1300 протоколов испытуемых и обладала банком в 450 заданий.
В 2009-2010гг. была создана версия ТИПС-8 на базе заданий, отобранных из банка ТИП-3. Выбранные задания обладают средней трудностью и высокой дискриминативностью.
В версии ТИПС-9 (актуальной), созданной в декабре 2010г., шкала «Зрительная логика» заменена двумя новыми шкалами «Пространственное мышление» и «Невербальная логика».
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Тестовые нормы ТИПС-9 обновлены в 2012 году на выборке из 896 человек. Характеристики выборки: кандидаты и сотрудники различных организаций, которые проходили тестирование в рамках отбора и оценки персонала. Возраст: от 20 до 56 лет (медиана — 27 лет). Пол: 446 мужчин, 450 женщин.
Показатели внутренней валидности ТИПС-9:
ШКАЛА
|
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ВОПРОСОВ СО ШКАЛОЙ
|
Вычисления
|
0,35
|
Лексика
|
0,39
|
Эрудиция
|
0,42
|
Пространственное мышление
|
0,35
|
Невербальная логика
|
0,33
|
Вербальная логика
|
0,37
|
Обработка информации
|
0,41
|
При данном объеме выборки значимым является коэффициент корреляции больше 0,11 на уровне p<=0,05. Следовательно, можно увидеть, что вопросы из всех шкал теста обладают необходимыми параметрами внутренней валидности.
ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- ОАО «АТС» использует ТИПС в оценке кандидатов при приеме на работу и внутренней ротации сотрудников (отзыв);
- ТИПС входит в состав универсального комплексного теста Бизнес-профиль (6 версия).
ОБУЧЕНИЕ
Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде индивидуального (или в малых группах) занятия с преподавателем. Обучение доступно как в очном, так и в удаленном формате. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.