Данная версия методики Big 5 (ipsative) состоит из 50 заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений (некоторые утверждения описывают типичные для респондента способы поведения и реагирования, другие представляют собой пословицы и поговорки, с которыми респондент может согласиться или не согласиться).
Пример задания для теста Big 5 (ipsative)
Методика создана по особой методологии. В ней предъявляются так называемые ипсативные вопросы, в которых респонденту приходится совершать вынужденный выбор между двумя альтернативами. Определенная искусственность состоит в том, что ни одна из альтернатив может не отражать истинных пристрастий испытуемого. Тем не менее шкалы, сконструированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию испытуемых давать социально желательные ответы, так как оба суждения, включенные в вопрос, специально подобраны так, что уравновешены по предварительно установленному уровню «социальной желательности».
Кроме того, ипсативная технология позволяет сократить время тестирования почти вдвое. Время выполнения данного теста — 10-15 минут.
Пять шкал методики представляют собой точное воспроизведение факторов "Большой Пятерки" в их международном варианте.
Данная версия включает 50 наиболее информативных заданий (пар утверждений), показавших лучшие психометрические показатели на материале как пилотажных исследований, так и дополнительного исследования на выборке из 255 кандидатов, проходивших тестирование при трудоустройстве на различные позиции в коммерческих компаниях. На каждую шкалу приходится 14-16 утверждений (Экстраверсия, Эмоциональная стабильность, Новаторство — по 14; Согласие — 15; Самоконтроль — 16).
В методике представлены три варианта отчета:
для респондента (краткое и понятное широкому кругу людей описание качеств характера, выполненное в дружелюбном ключе, без использования профессиональной терминологии);
для психолога (пояснение причин проявления выявленных особенностей, соотнесение их с другими факторными системами описания личности);
бизнес-интерпретация (прогноз эффективности в различных видах деятельности, описание сильных и слабых сторон респондента, прогноз конфликтности и особенностей поведения в конфликтной ситуации).
Каждый отчет может включать до трех блоков представления результатов в виде:
"Большая пятерка" (англ. Big Five) — пять личностных факторов, которые чаще всего выявлялись в качестве устойчивых факторов независимыми учеными в разных странах в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько.
Вопросы теста Big 5 (ipsative)изначально были отобраны из банка уже проверенных информативных заданий традиционной версии методики "Большая Пятерка" (опросник) и версии "Большая Пятерка — Поговорки". Отобранные утверждения и поговорки были сгруппированы в пары с учетом уровня их социальной желательности (в пару включались утверждения с одинаковым уровнем социальной желательности). В процессе двух серий пилотажных исследований на Интернет-выборке добровольцев (около 300 испытуемых в каждом исследовании) была собрана статистика по данным парам утверждений, на основе которой были выбраны лучшие по психометрическим показателям пары.
Первая версия методики создана в 2009 году Ивановой О.Н. под руководством проф. А. Г. Шмелева.
Вторая (обновленная) версия выпущена в 2010 году.
Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.
Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):
Шкала теста | Коэффициент Альфа-Кронбаха |
экстраверсия — интроверсия | 0,61 |
согласие — независимость | 0,56 |
самоконтроль — импульсивность | 0,60 |
эмоциональная стабильность — тревожность | 0,58 |
новаторство-консерватизм | 0,62 |
Этот уровень надежности может показаться низким по меркам обычных личностных тест-опросников, но характерен для компактных (коротких) ипсативных тест-опросников.
Исследование ретестовой надежности методики проводилось на выборке из 46 человек (добровольцев), которые проходили тестирование по методике Big 5 (ipsative)два раза, с двухнедельным интервалом между процедурами. Получены достаточно высокие показатели ретестовой надежности для всех оцениваемых тестовых шкал.
Показатели ретестовой надежности:
Шкала теста | Ретестовая надежность |
экстраверсия — интроверсия | 0,85 |
согласие — независимость | 0,79 |
самоконтроль — импульсивность | 0,73 |
эмоциональная стабильность — тревожность | 0,76 |
новаторство-консерватизм | 0,77 |
Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих личностных качеств. В исследовании приняли участие 36 добровольцев. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:
Шкала теста | Коэф.корреляции тестового балла с самооценкой |
экстраверсия — интроверсия | 0,61 |
согласие — независимость | 0,35 |
самоконтроль — импульсивность | 0,60 |
эмоциональная стабильность — тревожность | 0,52 |
новаторство-консерватизм | 0,49 |
Исследование по сопоставлению данных ипсативного и традиционного опросника было проведено в 2009-2010 гг. На выборке из 222 респондентов (сотрудники и кандидаты на вакансии в одной из крупных коммерческих компаний) было проведено тестирование одновременно по двум методикам: Big 5 (ipsative)и "Большая пятерка" (традиционный опросник со шкалой социальной желательности). Среди общей выборки были выделены две крайние группы, в зависимости от набранного балла по шкале «Социальная желательность» традиционного опросника: группа «откровенных» (с пониженным баллом СЖ) включала 58 человек, группа "неоткровенных" (с повышенным баллом СЖ) — 78 человек. Для обеих групп были получены значимые корреляции между результатами по одноименным шкалам, измеренным двумя методами (традиционным и ипсативным), однако в группе "откровенных" выявленная связь оказалась выше (см. таблицу):
Шкала теста | Коэф.корреляции (ипсативный и традиционный опросник) в группе «откровенных» / «неоткровенных» |
экстраверсия — интроверсия | 0,63 / 0,57 |
согласие — независимость | 0,36 / 0,29 |
самоконтроль — импульсивность | 0,40 / 0,28 |
эмоциональная стабильность — тревожность | 0,54 / 0,44 |
новаторство-консерватизм | 0,52 / 0,32 |
Результаты описанных выше исследований позволяют рассматривать ипсативную технологию тестирования как хорошую альтернативу традиционным опросникам, особенно в тех областях, где важна защита от сознательных искажений со стороны испытуемых (ситуация экспертизы) и экономия времени, затрачиваемого на процедуру диагностики.
В 2013 году было проведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - 3100 человек (тестирование в ситуации экспертизы). Плановая проверка методики подтвердила прежние значения надежности - согласованности шкал методики (среднее по шкалам - 0,48).
Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде индивидуального (или в малых группах) занятия с преподавателем. Обучение доступно как в очном, так и в удаленном формате. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.