Данная версия методики Big 5 (ipsative) состоит из 50 заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений (некоторые утверждения описывают типичные для респондента способы поведения и реагирования, другие представляют собой пословицы и поговорки, с которыми респондент может согласиться или не согласиться).
Пример задания для теста Big 5 (ipsative)
Методика создана по особой методологии. В ней предъявляются так называемые ипсативные вопросы, в которых респонденту приходится совершать вынужденный выбор между двумя альтернативами. Определенная искусственность состоит в том, что ни одна из альтернатив может не отражать истинных пристрастий испытуемого. Тем не менее шкалы, сконструированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию испытуемых давать социально желательные ответы, так как оба суждения, включенные в вопрос, специально подобраны так, что уравновешены по предварительно установленному уровню «социальной желательности».
Кроме того, ипсативная технология позволяет сократить время тестирования почти вдвое. Время выполнения данного теста — 10-15 минут.
Пять шкал методики представляют собой точное воспроизведение факторов "Большой Пятерки" в их международном варианте.
Данная версия включает 50 наиболее информативных заданий (пар утверждений), показавших лучшие психометрические показатели на материале как пилотажных исследований, так и дополнительного исследования на выборке из 255 кандидатов, проходивших тестирование при трудоустройстве на различные позиции в коммерческих компаниях. На каждую шкалу приходится 14-16 утверждений (Экстраверсия, Эмоциональная стабильность, Новаторство — по 14; Согласие — 15; Самоконтроль — 16).
В методике представлены три варианта отчета:
для респондента (краткое и понятное широкому кругу людей описание качеств характера, выполненное в дружелюбном ключе, без использования профессиональной терминологии);
для психолога (пояснение причин проявления выявленных особенностей, соотнесение их с другими факторными системами описания личности);
бизнес-интерпретация (прогноз эффективности в различных видах деятельности, описание сильных и слабых сторон респондента, прогноз конфликтности и особенностей поведения в конфликтной ситуации).
Каждый отчет может включать до трех блоков представления результатов в виде:
"Большая пятерка" (англ. Big Five) — пять личностных факторов, которые чаще всего выявлялись в качестве устойчивых факторов независимыми учеными в разных странах в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько.
Вопросы теста Big 5 (ipsative)изначально были отобраны из банка уже проверенных информативных заданий традиционной версии методики "Большая Пятерка" (опросник) и версии "Большая Пятерка — Поговорки". Отобранные утверждения и поговорки были сгруппированы в пары с учетом уровня их социальной желательности (в пару включались утверждения с одинаковым уровнем социальной желательности). В процессе двух серий пилотажных исследований на Интернет-выборке добровольцев (около 300 испытуемых в каждом исследовании) была собрана статистика по данным парам утверждений, на основе которой были выбраны лучшие по психометрическим показателям пары.
Первая версия методики создана в 2009 году Ивановой О.Н. под руководством проф. А. Г. Шмелева.
Вторая (обновленная) версия выпущена в 2010 году.
Тест поставляется вместе с методическим пособием, содержащим информацию по работе с методикой и интерпретации полученных результатов.
Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде индивидуальных (или в малых группах) занятий с преподавателем, как в очном, так и в удаленном формате.
Методика прошла психометрическую проверку и обладает подтвержденными показателями качества (валидность, надежность, репрезентативность тестовых норм).
Психометрический паспорт предоставляется по запросу - info@ht-lab.ru.