Тест МОСТ ("МОтивационная СТруктура") состоит из двух частей (методик):
В зависимости от задачи диагностики, блоки могут поставляться по отдельности.
Полная версия теста МОСТ состоит из двух блоков: условия работы (соответствует методике "Мотивационная структура: условия") и мотивы работы (соответствует методике "Мотивационная структура: ценности").
Блок "Условия работы" содержит 71 вопрос, каждый из которых построен по принципу "турнира высказываний". В каждом вопросе необходимо выбрать наиболее привлекательную альтернативу из двух предложенных, причем альтернативы подобраны таким образом, что либо обе являются положительно окрашенными, либо обе являются отрицательно окрашенными.
Пример задания для теста МОСТ, блок "Условия работы".
Результаты по блоку выражены в терминах следующих биполярных шкал:
Блок "Мотивы работы" состоит из 30 кейсов (ситуаций). В каждой ситуации респонденту необходимо выбрать наиболее соответствующее его взглядам действие или объяснение поведения.
Пример задания для теста МОСТ, блок "Мотивы работы".
Результаты по блоку выражены в терминах следующих шкал:
Тестирование по данной методике занимает в среднем 45 минут.
Отчет по результатам тестирования состоит из:
Шкальный профиль показывает выраженность диагностируемых факторов в стандартизированной
В блоке "Условия работы" каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.
В блоке "Мотивы работы" интерпретируются две зоны: повышенная (от 6,6 до 8,5 стенов) и высокая (от 8,6 до 10 стенов).
В методике имеется возможность выбрать один из трех вариантов отчетов:
для респондента (пошкальное описание полученных результатов, ориентированное на обратную связь для самого тестирующегося);
бизнес-отчет (полный) (описание для специалиста: пошкальные интерпретации по условиям работы, перечень рекомендуемых видов деятельности, указание на ведущие мотивы и способы мотивирования респондента);
бизнес-отчет (краткий) (то же, но без пошкальных расшифровок по условиям работы).
Бизнес-отчет содержит информацию о пригодности к следующим видам деятельности:
Данная методика была разработана в Лаборатории «Гуманитарные Технологии» под руководством А.Г.Шмелева в 2009 году. Авторы методики — О.Н. Бардина (Иванова) при участии А.В. Горбачева.
Факторная структура методики была создана на основании анализа мировых и отечественных наработок в области психологии мотивации, а также исходя из практических запросов бизнеса на оценку мотивации персонала.
Апробация методики, расчет норм и психометрических показателей осуществлен на выборке добровольцев, проходивших онлайн-версию теста. Численность выборки составила около 200 человек для каждого блока методики.
Оценка надежности (внутренней согласованности) теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности (однородности) шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же шкалы.
Условия работы
Шкала теста |
Надежность- согласованность |
Количество пунктов на шкалу |
спокойная — активная | 0,80 | 20 |
простая — сложная | 0,76 | 16 |
минимум общения — максимум общения |
0,77 | 22 |
одиночная — командная | 0,76 | 16 |
подчиненная — доминантная | 0,80 | 22 |
регламентированная — свободная | 0,77 | 15 |
постоянная — проектная | 0,84 | 18 |
Мотивы работы
Шкала теста |
Надежность- согласованность |
Количество пунктов на шкалу |
призвание | 0,59 | 13 |
развитие | 0,73 | 20 |
созидательность | 0,55 | 11 |
общественная польза | 0,64 | 14 |
уважение | 0,69 | 17 |
человеческие отношения | 0,57 | 12 |
стабильность | 0,61 | 15 |
выгода | 0,76 | 24 |
удовольствие | 0,63 | 14 |
Для блока "Условия работы" было также проведено исследование ретестовой надежности и внешней валидности.
Исследование ретестовой надежности методики проводилось на выборке 37 человек (добровольцев), которые проходили тестирование по методике «МОСТ-условия» два раза, с двухнедельным интервалом между процедурами. Получены высокие показатели ретестовой надежности, как для основных тестовых шкал, так и для дополнительных (рекомендуемых видов деятельности; выделены в таблице курсивом).
Шкала теста |
Ретестовая надежность |
спокойная — активная | 0,86 |
простая — сложная | 0,89 |
минимум общения — максимум общения |
0,84 |
одиночная — командная | 0,80 |
подчиненная — доминантная | 0,87 |
регламентированная — свободная | 0,85 |
постоянная — проектная | 0,86 |
Работа с документами | 0,91 |
Продвижение | 0,87 |
Анализ и планирование | 0,79 |
Принятие решений | 0,90 |
Разработка | 0,92 |
Обеспечение процесса | 0,95 |
Поддержка | 0,69 |
Контроль, аудит | 0,87 |
Производство и технологии | 0,94 |
Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих мотивов. В исследовании приняли участие 35 добровольцев. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:
Шкала теста |
Коэф.корреляции тестового балла с самооценкой |
спокойная — активная | 0,52 |
простая — сложная | 0,61 |
минимум общения — максимум общения |
0,70 |
одиночная — командная | 0,77 |
подчиненная — доминантная | 0,46 |
регламентированная — свободная | 0,51 |
постоянная — проектная | 0,66 |
Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде индивидуального (или в малых группах) занятия с преподавателем. Обучение доступно как в очном, так и в удаленном формате. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.