Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: проспект Маршала Жукова, дом 4, 3 этаж 123308 Москва,
Телефон:+7 495 669-67-19, Электронная почта: info@ht-lab.ru

Индивидуальный деловой стиль (ИДС)

Каждый психометрический тест Лаборатории «Гуманитарные Технологии» — это научно обоснованный инструмент оценки персонала, работоспособность которого подтверждена опытом использования HR-ами ведущих компаний России.

Описание теста | Типичные задачи | Структура методики | Представление результатов | История создания | Психометрические параметры | Отзывы и примеры использования | Публикации | Обучение

ОПИСАНИЕ ТЕСТА

Методика для диагностики стиля управления сотрудниками, используемого менеджером в его профессиональной деятельности. Позволяет выявить приоритеты управленца, предпочитаемые формы управленческого влияния.

ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Формирование кадрового резерва
  2. Оценка руководителей
  3. Оценка корпоративной культуры в оргконсультировании
  4. Коучинг первых лиц компании

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

ИДС — это экспресс-тест, состоящий всего из 39 заданий. Тестирование занимает в среднем 15-20 минут. Тест состоит из двух блоков. Первый содержит 20 высказываний менеджеров, характеризующих их типичное поведение в той или иной ситуации и отражающих различные стороны процесса управления. Задача респондента — выбрать те, которые ему по душе. Второй — ассоциативный — блок представляет собой 19 пар слов, из которых респондент должен выбрать то, с которым в большей степени себя ассоциирует.



Пример задания для теста ИДС

Методика включает следующие факторы:

  • невмешательство — измеряет выраженность стиля, при котором респондент старается дистанцироваться от управленческой деятельности или, по крайней мере, поддерживать «здоровый баланс» между менеджментом и другими сторонами профессиональной и личной жизни. Сильные стороны такого руководителя — умение выждать, терпение, здоровый консерватизм — увы, могут перерасти в крайнюю пассивность и ориентацию на избегание любой ответственности.
  • отношения — измеряет выраженность стиля, ориентированного на создание дружеской атмосферы в коллективе, стремление всегда решать вопросы так, чтобы никто не остался обиженным, гуманное отношение к своим сотрудникам. Чуткий и любимый подчиненными, такой руководитель может выпустить из вида такие важные компоненты управленческой деятельности, как контроль качества работы сотрудников, развитие подчиненных и т.п.
  • результативность — измеряет выраженность стиля управления, при котором преобладает ориентация на высокий темп работы, достижение результата любыми средствами. Часто такой руководитель не имеет специальной менеджерской подготовки и навыков, а является опытным и хорошо зарекомендовавшим себя специалистом, выдвинутым на руководящий пост. Среди рисков — чрезмерная жесткость и требовательность, неумение работать с людьми.
  • командность — измеряет выраженность стиля поведения, направленного на совместную, командную работу, развитие сотрудников и т.п. Такой менеджер, хоть и руководит подчиненным ему коллективом, но вместе с тем является и его частью, своего рода «играющим тренером». Отсюда чрезмерная погруженность в тактические задачи, неумение взглянуть на ситуацию с «высоты птичьего полета», нежелание брать на себя полную ответственность при принятии решений.
  • организация — измеряет выраженность стиля управления, направленного на упорядочивание и организацию работы подчиненных. Для такого управленца приоритетами являются хорошо налаженное взаимодействие сотрудников, предсказуемость их поведения, соблюдение определенных регламентов, норм и правил. Такой руководитель стремится поддерживать высокую культуру труда, но вместе с тем рискует впасть в излишнюю заорганизованность и прослыть бюрократом.
  • инициативность — измеряет выраженность стиля управления, направленного на реализацию разного рода инновационных проектов. Для такого управленца приоритетами являются стратегические задачи и высокорисковые проекты, для достижения успеха в которых ему как руководителю необходимо всегда быть «на острие» и вести за собой подчиненных. Смысл своей деятельности такой руководитель видит в том, чтобы заметить то, чего не видят другие, построить на этом бизнес-проект и увлечь им подчиненных. К сожалению, на пути постоянных преобразований тяжело бывает вовремя остановиться, закрепить успех, прислушаться к чужому мнению.
  • эмоциональная стабильность — измеряет уровень эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости респондента. Именно эта личностная черта оказалась наиболее значимой для эффективного менеджера, согласно нашим исследованиям.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует два варианта отчета:

   для специалиста;
   для респондента (мягкая обратная связь).

Каждый из них состоит из:

  • Круговой диаграммы, на которой в качестве соседних осей фигурируют наиболее близкие по результатам корреляционного анализа факторные шкалы (на данный момент доступно только в системе Maintest4 (оффлайн)).
  • Графического профиля выраженности факторов. Шкальный профиль показывает выраженность диагностируемых факторов в стандартизированной 10-балльной шкале (в «стенах»).
  • Текстовых интерпретаций стилевых особенностей респондента. нтерпретируются две зоны: повышенная (от 6,6 до 8,5 стенов) и высокая (от 8,6 до 10 стенов). В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация. Если респондент получает менее 6,6 стенов, делается вывод о том, что данный стиль не выражен.
  • Табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Тест-опросник имеет давнюю историю, в ходе которой он подвергался множеству переработок, как по форме, так и по содержанию. Первый вариант методики был создан Г.А. Гребенюком под руководством А.Г. Шмелева в 1994 году (см. публикацию Г.А.Гребенюк, А.Г.Шмелев «Диагностика менеджерского стиля с помощью компьютерной игры и тест-опросника», Вестник Московского университета. Психология. 1994, № 2, с. 59-66).

Последней и наиболее кардинальной переработке методика подверглась в 2010-2011 гг. Сотрудником научно-методического отдела Лаборатории «Гуманитарные Технологии» А. С. Белорусцем была заново построена факторная структура, существенно обновлен банк вопросов.

Новая факторная структура создана с учетом моделей К. Левина, Блейка-Муттон, И. Адизеса, Т. Ю. Базарова и др. Она состоит из шести шкал. Факторы имеют высокую корреляцию, но вместе с тем не могут быть полностью сведены друг к другу. Для иллюстрации их взаимодействия выбрана нестандартная графическая форма представления результатов: помимо привычного шкального профиля на экран может быть выведена круговая диаграмма. Чем ближе в ней расположены шкалы, тем ближе друг к другу соответствующие факторы оказались по результатам корреляционного анализа. Напротив, противоположные по расположению шкалы, как правило, имеют отрицательную корреляцию друг с другом.

Отдельно было проведено исследование взаимосвязи личностных черт и успешности управленческой деятельности. Оно показало наличие статистически достоверной связи управленческой успешности с уровнем эмоциональной стабильности, что послужило основанием для включения соответствующего фактора в структуру теста.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Апробация методики, расчет норм и психометрических показателей осуществлены на выборке профессиональных управляющих разного уровня. Выборку составили около 250 человек в возрасте от 24 до 60 лет, имеющих опыт управленческой деятельности.

Оценка надежности (внутренней согласованности) теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности (однородности) шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же шкалы.

Шкала теста Надежность-
согласованность
N пунктов
на шкалу
Невмешательство 0,57 15
Отношения 0,57 19
Результативность 0,44 12
Командность 0,61 18
Организация 0,54 20
Инициативность 0,56 18
Эмоциональная стабильность 0,77 19

В 2011 году на выборке более 250 человек была проведена кросс-валидизация методики. Анализировалась связь результатов по тестам ИДС и Большая пятерка (B5s plus). Были выявлены значимые корреляции следующих факторов:

Факторы Коэффициент
корреляции
НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО — ЭКСТРАВЕРСИЯ -0,2
НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО — НОВАТОРСТВО -0,18
ОТНОШЕНИЯ — СОГЛАСИЕ 0,24
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ — ЭКСТРАВЕРСИЯ -0,17
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ — НОВАТОРСТВО -0,18
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ — СОГЛАСИЕ -0,21
КОМАНДНОСТЬ — НОВАТОРСТВО 0,19
КОМАНДНОСТЬ — ЭКСТРАВЕРСИЯ 0,13
ОРГАНИЗАЦИЯ — СОГЛАСИЕ -0,21
ИНИЦИАТИВНОСТЬ — НОВАТОРСТВО 0,21
ИНИЦИАТИВНОСТЬ — ЭКСТРАВЕРСИЯ -0,16

Полученные данные согласуются с содержанием шкал теста, соответствуют интерпретации факторов и подтверждают валидность методики. Также проводилось исследование связи результатов тестирования с внешними критериями (опытом работы в области управления и количеством подчиненных). Было выявлено, что опытные управленцы с большим количеством подчиненных в среднем получают более низкий балл по Организации и более высокий балл по Инициативности. В обоих случаях разница между средними значениями «сильной» и «слабой» групп составила около 1 стена.

В 2013 году было проведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - 620 человек (тестирование в ситуации экспертизы). Плановая проверка методики в 2013 году во многом подтвердила прежние значения надежности - согласованности шкал методики (среднее по шкалам - 0,48).

ОТЗЫВЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

ОБУЧЕНИЕ

Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде индивидуального (или в малых группах) занятия с преподавателем. Обучение доступно как в очном, так и в удаленном формате. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.


Оставить заявку
Заполните форму и наш менеджер свяжется с Вами в течение дня

Блок Контакты
ООО «ЭйчТи Лаб»
Адрес: Москва, пр-кт Маршала Жукова, дом 4, 3 этаж
Телефоны: +7 (495) 669-67-19 - Коммерческий отдел (HR-Консультанты)
+7 (499) 703-39-19 - Техническая Поддержка
Администратор коммерческого отдела: Тимофей Воронов
e-mail: