22 ноября 2017 в стенах SwissHotel собрались hr-менеджеры из разных секторов бизнеса, чтобы поделиться своим видением HR-аналитики, обсудить существующие проблемы и поделиться успешными кейсами работы с данными. Доклады участников были разделены на три тематических блока:
- внедрение HR аналитики,
- оценка внутренних и внешних показателей,
- оптимизация процессов в компании
"Туда не ходи, сюда ходи"
На мой взгляд, последовательность выступлений докладчиков была крайне удобна и интуитивно понятна: представитель компании «Лаборатория «Гуманитарные Технологии»
Арам Фомичев обозначил общий подход к использованию аналитики при проведении широкомасштабных исследований. Он предложил технологию, позволяющую минимизировать временные и денежные потери в компании, а также избежать ошибок, связанных с планированием, сбором данных, их анализом и последующей презентацией. Араму удалось очертить круг вопросов, так или иначе связанных с аналитикой, доклады других участников гармонично дополняли начатый им рассказ и раскрывали значение аналитики в рамках отдельно взятых компаний и бизнес-кейсов.
"HR-Аналитика. Как говорить с бизнесом на одном языке"
За выступлением Арама последовал прекрасный доклад
Татьяны Коневой, являющейся директором по персоналу в компании Hoff. Своим выступлением, Татьяна обозначила переход от теоретической части, представленной в предыдущей презентации, к внедрению HR аналитики в компании и ее использованию в оценке персонала, повышении производительности сотрудников и снижении расходов на них.
В качестве инструмента для оптимизации рабочих процессов предлагалось использовать всем известные показатели KPI, добавляя к ним новые, ранее не используемые метрики. Так, на ряду с выручкой по бизнес-юнитам, динамикой производительности в рублях и учетом текучести персонала (оптимизация раскладывания причин текучести персонала в компании), Татьяна предлагает использовать метрики жизненного цикла сотрудников в компании (чтобы понимать экспертизу внутри розницы).
Аналитика и оценка эффективности обучения
Кроме показателей оценки эффективности сотрудников, отдельное внимание, как в докладе Татьяны, так и в докладах других участников конференции уделялось вопросам оценки эффективности обучения. В данном случае аналитика помогала компаниям оценить уровень удовлетворенности обучением у сотрудников и сопоставить его с реальными баллами, полученным обучающимися за экзамен после повышения квалификации. Кроме того, представительница другого предприятия, а именно
Виктория Пискарева из компании BURGER KING RUSSIA, предлагает оценивать подобным образом и эффективность не только программ, но и самих тренеров по обучению и выявлять слабые стороны используемых в обучении материалов.
Интересным оказался кейс, где в рамках одной компании отдел развития персонала запустил новый тренинг, который прошли часть директоров в компании. После этого, было проведено тестирование показателей эффективности работы подразделений с директорами прошедшими или не прошедшими обучение. Результаты аналитического анализа показали, что у прошедших обучение, часть показателей оказалась выше, в то время как некоторые пункты проседали в сравнении с результатами в подразделениях, где директора не проходили обучения. На основании получившейся аналитики hr-менеджер сделал вывод о том, что новая программа обучения требует доработки, что впоследствии, должно привести к улучшению всех показателей эффективности в подразделениях, с прошедшими обучение директорами.
Аналитика в борьбе с большой текучкой
Третьим трендом, многократно озвученным в тот день, стал вопрос быстрого и качественного закрытия вакансий. В связи с чем интересным оказался кейс
Татьяны Смирновой, директор по персоналу 5КармаNов. Татьяна поделилась со слушателями кейсом успешного перевода данных аналитического исследования на язык бизнеса.
В результате аналитического анализа сравнивались показатели эффективности продаж сотрудников в зависимости от их стажа работы. В ходе исследования выяснилось, что максимальную производительность показывают сотрудники, работающий в компании от 6 до 12 месяцев, следовательно задачей hr-менеджеров стала разработка такой системы подбора персонала, которая позволяла бы нанимать сотрудников, готовых, с высокой вероятностью, остаться в компании не менее чем на год. Для достижения поставленных целей была разработана новая система работы с потенциальными кандидатами, введен этап ознакомительных встреч, прикрепление к наставнику и работа в группах. Сравнение предыдущей и текущей моделей работы с потенциальным персоналом показало эффективность использования новой модели. Что выражалось в снижении текучести кадров, и увеличении его производительности в первые три месяца.
Обобщая услышанное, можно сделать следующие выводы относительно
использования внутренней аналитики в компании:
- HR-аналитика за последний год сильна набрала обороты, как внутри крупных компаний, которые имели возможность запускать процессы, используя провайдеров аналитических услуг, так и в малом и среднем бизнесе, где представители hr-менеджмента своими силами осуществляли расчеты и выявляли различные метрики для оценки персонала и эффективности их работы.
- Потребность в аналитических расчетах обуславливается запросом, идущим от бизнеса: задача hr-менеджеров минимизировать затраты на сотрудников, но повысить их производительность.
- Ключевыми вопросами конференции, на данном этапе, были вопросы, связанные с текучкой персонала и ее снижением, затратами на одного сотрудника и нахождением общего языка с бизнесом, при желании hr-менеджера внедрить новые метрики оценки работы сотрудников и оптимизации процессов.
- Ключевыми требованиями к любой аналитической работе становятся ее доступность, простота восприятия, красочная и понятная визуализация.
- Отдельно следует выделить необходимость сравнения показателей, полученных за разные месяцы и годы, а также перевод значений данных показателей с языка HR на язык бизнеса, т.е. на язык конкретных финансовых показателей.
- При поиске ключевых метрик возможны оба способа, как поиск от общего к частному, так и от частных показателей к более общим понятиям, ключевым моментом в данном вопросе является понимание того, какие цели преследует исследователь-аналитик-менеджер и какие гипотезы у него есть.
- HR-аналитика не позволяет заработать денег, но на основании HR-аналитики можно принять такое управленческое решение, которое повысит эффективность работы сотрудников, уменьшит текучесть или оптимизирует существующую систему подбора персонала.
Построение прогностических моделей
Особняком можно выделить доклады представителей компаний «TalentQ» (
Николай Кутковой) и «Deloitte» (
Кирилл Цыганов). Специалисты сместили фокус внимания с дескриптивной аналитики, описывающей текущее положение вещей в компании, на предиктивную, где на первый план выходит построение вероятностных моделей и попытки заблаговременного предотвращения возможных проблем и уменьшение убытков. В целом, данный блок докладов был посвящен не только описанию разнообразных метрик, используемых в анализе данных, но и непосредственному математическому аппарату, применяемому к расчетам.
Стоит заметить, что данная часть программы воспринималась слушателями с меньшей вовлеченностью и вопросами, что намекает на нераспространенность данного вида аналитики среди широких масс.
При оценке потенциала сотрудников в данном случае используется отношение возможностей к мотивации и доступным инструментам. Где под возможностями понимаются образование, опыт, здоровье, социальный капитал сотрудника. Под инструментами скрываются техническая оснащенность рабочего места, комфортность условий работы, доступность ресурсов, стиль управления в компании и т.д. Мотивацию же принято разделять на внешнюю, зависящую от коллектива и обстановки, и внутреннюю, опирающуюся исключительно на личностные интенции сотрудника.
Чаще всего, когда мы говорим об оценке потенциала сотрудников или работе с иными предиктивными моделями, в качестве основных данных, используемых для предикции, выступают оценки эффективности сотрудника, его вовлеченность, демографические характеристики, электронные следы и результаты тестирований, KPI.
Наличие всех вышеописанных данных позволяет решать несколько стратегически важных HR задач. Таких как:
- Рекрутмент
- Поиск и удержание талантов
- Построение карьерных траекторий
Но, обобщая, можно сказать, что любая аналитическая задача и ее решение строятся по плану, представленному Арамом в своем докладе.
В целом, предиктивная аналитика – это современный и мощный инструмент принятия управленческих и hr решений. Однако, он требует определенного навыка и сноровки в интерпретации многофакторных результатов. Поэтому, прежде чем принимать любое решение, нужно определить границы используемых в анализе методов, их точность и адекватность применения.
Заключение
Подводя итоги прошедшего мероприятия, хочется отметить прекрасную организацию самой конференции, а также общую атмосферу дружественности и преемственности. Люди готовы делиться своим опытом и навыками для лучших результатов и роста. Что же касается непосредственно аналитики, то тут ситуация, по-прежнему несколько неоднозначна. Создается впечатление, что на рынке российского HR, аналитика строго поделена в головах людей на две не сильно пересекающиеся линии:
- Одна – отвечает за описание существующих в компании тенденций и формирование управленческих решений на базе имеющихся результатов и их сравнениях.
- Вторая – является несколько более сложной с математической точки зрения, но при этом обладает высоким предиктивным потенциалом и способна внести коррективы в существующие системы отбора персонала или оптимизацию процессов.
Большинство менеджеров, как ни странно, стремится развить в своих компаниях первую аналитическую линию, разрабатывая новые метрики оценки персонала - его эффективности - и модифицируя подходы к предоставлению услуг.
Данное положение вещей может быть связано с неготовностью людей иметь дело с «большими данными» и предиктивными моделями. В нашей стране, как и в других странах, нет институтской специализации «HR-аналитик», в связи с чем закономернен дефицит подготовленных кадров для успешной и массовой реализации второй линии аналитики, людей, готовых не только производить расчеты, но и двигать отрасль вперед и доносить ее смысл и значение до широкой общественности.
Однако, как бы пугающе не выглядели цифры и формулы на слайдах докладчиков, предиктивная аналитика не является чем-то по настоящему сложным и многие hr-менеджеры, обладающие достаточной мотивацией и ресурсами, имеют возможность приобщиться к «тайному знанию» и делать свой бизнес успешнее, а людей счастливее.