Где у него кнопка: зачем нужна диагностика трудовой мотивации?
История про камни, деньги или храм известна всем и широко эксплуатируется консультантами, бизнес-тренерами и представителями помогающих профессий. Простой вопрос «Что ты здесь делаешь?» работает в притче как нехитрый метод диагностики вовлеченности и трудовой мотивации. Кто-то зарабатывает деньги, кто-то таскает камни, а кто-то строит храм. Но на практике диагностика трудовой мотивации – куда более сложная задача. Это не поиск «кнопки», которая автоматически заставит человека работать, работать и снова работать. Это процесс тонкой сонастройки работника и работодателя.
Понимание, ради чего работает человек, важно и для него самого, и для компании:
- Демотивированные сотрудники дорого обходятся работодателям. Они не являются «адвокатами бренда» и не способствуют улучшению HR-имиджа компании, меньше вовлечены в работу команды и «сидят на чемоданах» в ожидании более интересных предложений. Демотивация приводит к снижению продуктивности, абсентеизму, а в конечном счете – к потере прибыли. Если подсчитать убытки от недостаточно мотивированного персонала, получится кругленькая сумма. По данным GallupMedia, у компаний с высоким и низким уровнем вовлеченности персонала разница в ключевых бизнес-показателях может достигать 25%-65%.
- Мотивированный сотрудник эффективнее работает и более продуктивен – в общем, мечта поэта! Согласно исследованиям компании Taleo, у работодателей с вовлеченными сотрудниками доход из расчета на одного сотрудника на 26% выше, а совокупный доход акционеров на 13% больше, чем у остальных.
- Для самих сотрудников важно понимать, что побуждает их ежедневно тратить 8-10 часов своей единственной жизни на работу. Знание собственной мотивации помогает изменить жизнь к лучшему.
Для российских специалистов, по ежегодным исследованиям KellyServices, уровень оплаты труда стабильно выходит на первое место в рейтинге мотивирующих факторов. Что ж, не все обязаны «строить храм». И если человеку нужно обеспечивать себя и семью, почему бы и нет? Но у руководства должно быть четкое понимание – что и как движет его работниками, помимо денег и соцпакета.
Психологическое тестирование мотивации
Задача диагностики трудовой мотивации решается:
- при подборе персонала
- при оценке уже работающих сотрудников
Наиболее часто используемый метод диагностики - психологическое тестирование мотивации.
Отличительные особенности этого метода:
- стандартизированная процедура проведения
- автоматизированная обработка результатов