Что показывает и зачем проводится мониторинг удовлетворенности работой?
Индекс удовлетворенности работой персонала не случайно является одной из ключевых HR-метрик. Задача мониторинга удовлетворенности – получить актуальные сведения по следующим показателям:
- отношение сотрудников к актуальным изменениям во внутренней и внешней политике компании;
- отношение персонала к своим трудовым обязанностям;
- уровень доверия работников к руководству;
- причины потенциального ухода сотрудников из компании;
- степень принятия сотрудниками идей, планов и ожиданий руководителей.
Получив достоверную и полную картину, работодатель может:
- снизить текучесть кадров, разработав меры по корректировке системы мотивации для всех сотрудников или для какой-то их части;
- усовершенствовать систему внутренней коммуникации в компании;
- в конечном итоге - повысить уровень вовлеченности работников и эффективность бизнес-процессов.
Как проводится мониторинг?
Чтобы провести мониторинг удовлетворенности работой, нужно, в первую очередь, определиться с целевой группой. Например, можно оценивать уровень удовлетворенности всего коллектива, или определенного сегмента, или отдельных сотрудников.
Следующий ответственный момент - определение формата и метода проведения мониторинга. К услугам исследователя весь спектр методик – от анкетирования и тестирования до фокус-групп. Что же выбрать?
Рассмотрим наиболее популярные методы, их достоинства и ограничения.
- Дискуссионные фокус-группы с выбранными категориями сотрудников. При правильном проведении фокус-группы удаётся выслушать мнение каждого сотрудника, собрать много ценной информации и даже улучшить психологический климат в коллективе. Однако этот метод самый длительный, дорогостоящий и сложный с точки зрения анализа собранных данных. Он оправдан только для небольших и наиболее ценных групп специалистов.
- Опросы. Могут проводится в бумажном и электронном формате. Они просты в заполнении. Однако, как правило, обработка результатов не автоматизирована и требует времени и усилий специалистов. Кроме этого, составить качественный опросник не так просто, как кажется на первый взгляд. Ответы на некорректно сформулированные вопросы могут оказаться бесполезны и малоинформативны. Существенный недостаток опросников «в лоб» - получение социально желательных ответов. Истинная картина недовольства смазывается или вовсе не выявляется.
- Тесты. Стандартизированные инструменты оценки. Тестирование удобно в проведении, экономично и занимает мало времени. Это позволяет проводить оценку удовлетворённости в масштабах всей компании. Вопросы тестов выверены и составлены таким образом, чтобы получить наиболее важную и объективную информацию. Анализ результатов автоматизирован, поэтому не требует дополнительного времени и исключает ошибки при обработке данных.
Оценка удовлетворенности персонала методом DeMetrics
DeMetrics – это автоматизированная тестовая методика, разработанная для экспресс-диагностики факторов демотивации персонала.
- В основе DeMetrics лежит оценка 10 базовых факторов мотивации и удовлетворенности. Тест помогает оценить не только удовлетворенность сотрудника различными факторами, но и их важность для него.
- Результаты тестирования помогут разработать систему мотивации и справиться с проблемой текучести кадров, а также урегулировать более тонкие вопросы, например, вовремя выявить и разрешить конфликт в подразделении.
- Результаты тестирования DeMetrics могут быть представлены в двух вариантах - для HR специалистов/ руководителей и для самих сотрудников.
Методика Demetrics успешно используется в десятках крупных российских компаний. Подробно о DeMetrics можно прочитать здесь.